КАЧЕСТВО “ПЛАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПАСТБИЩАМИ” ИЛИ КАК МОЖНО ТАКОЕ ПРИНЯТЬ?
Когда речь идёт о земле — общем и жизненно важном ресурсе для жителей сельских территорий, — каждый документ, связанный с её использованием, должен быть максимально понятным, прозрачным и полезным.
“План по управлению пастбищами и их использованию по городу Аксу на 2025–2029 годы”, утверждённый решением Аксуского городского маслихата от 16 мая 2025 года № 202/34, должен был стать практическим инструментом для организации выпаса скота, восстановления деградированных угодий и обеспечения равного доступа к земле.
Но в реальности этот документ — нерабочий, малоинформативный и непонятный для пользователей.
План без содержания
План управления пастбищами должен помогать людям — акиматам, арендаторам, животноводам, жителям сельских округов — понимать, как именно организовывать использование пастбищ.
Он должен содержать чёткие указания: где можно пасти, какие участки требуют восстановления, как распределять нагрузку, как развивать инфраструктуру, чтобы сделать выпас более эффективным и устойчивым.
Однако документ фактически не даёт таких ответов.
План состоит преимущественно из схем, но без пояснительного текста и описательной части.
Сами схемы — малоинформативны:
Он должен содержать чёткие указания: где можно пасти, какие участки требуют восстановления, как распределять нагрузку, как развивать инфраструктуру, чтобы сделать выпас более эффективным и устойчивым.
Однако документ фактически не даёт таких ответов.
План состоит преимущественно из схем, но без пояснительного текста и описательной части.
Сами схемы — малоинформативны:
- отсутствует масштаб, позволяющий рассмотреть детали;
- нет пояснений, как именно использовать план на практике;
- не показано, как должен осуществляться пастбищеоборот;
- нет данных о кормоёмкости контуров;
- не отражено состояние и уровень деградации угодий;
- не указано, какие участки можно использовать, а какие нуждаются в рекультивации;
- не предложены меры по развитию инфраструктуры пастбищ (водопои, ограждения, подъездные пути и др.).
В итоге — жителям сельской зоны города Аксу и сельской зоны неясно, что именно делать с этим документом. Он не даёт представления, как действовать, какие решения принимать и какие меры применять.
План не выполняет своей основной функции — быть инструментом управления.
План не выполняет своей основной функции — быть инструментом управления.
Замечания проигнорированы
Объединение юридических лиц «Ассоциация “Гражданский альянс Павлодарской области” направило свои замечания и предложения по проекту данного плана через портал “Открытые НПА”.
В своих комментариях мы подробно указали на:
· отсутствие текстовой части и пояснений;
· неинформативность картографических материалов;
· отсутствие данных по деградации пастбищ и кормоёмкости;
· игнорирование вопросов инфраструктуры;
· формальный характер документа.
Однако ни одно из этих замечаний не было учтено.
Маслихат утвердил документ в том же виде, в котором он был опубликован на портале.
Такое решение вызывает закономерный вопрос: зачем тогда общественное обсуждение, если замечания гражданского общества остаются без внимания?
В своих комментариях мы подробно указали на:
· отсутствие текстовой части и пояснений;
· неинформативность картографических материалов;
· отсутствие данных по деградации пастбищ и кормоёмкости;
· игнорирование вопросов инфраструктуры;
· формальный характер документа.
Однако ни одно из этих замечаний не было учтено.
Маслихат утвердил документ в том же виде, в котором он был опубликован на портале.
Такое решение вызывает закономерный вопрос: зачем тогда общественное обсуждение, если замечания гражданского общества остаются без внимания?
План, который не управляет
Без конкретных данных, без анализа, без механизмов реализации — этот план не способен выполнять функции управления.
Он не поможет акиматам планировать, не поможет животноводам рационально использовать землю, не создаст условий для устойчивого выпаса и восстановления деградированных участков.
Пока документ остаётся лишь набором схем на бумаге, реальная проблема — неравный доступ к пастбищам и деградация земель — продолжит усугубляться.
Он не поможет акиматам планировать, не поможет животноводам рационально использовать землю, не создаст условий для устойчивого выпаса и восстановления деградированных участков.
Пока документ остаётся лишь набором схем на бумаге, реальная проблема — неравный доступ к пастбищам и деградация земель — продолжит усугубляться.
“Земля и справедливость” — не просто название проекта
В рамках проекта “Земля и справедливость”, мы добиваемся того, чтобы каждый документ, касающийся земли, принимался открыто, с участием людей, и становился реальным инструментом управления, а не формальной бумагой.
Мы призываем органы местного самоуправления провести переоценку плана управления пастбищами города Аксу, организовать открытые общественные слушания и включить экспертов, экологов и представителей сельских сообществ в процесс доработки документа.
План, который не помогает людям использовать пастбища, — это не управление, а имитация управления.
И если его не пересмотреть, он останется лишь очередной бумагой, не имеющей отношения к жизни реальных людей.
Мы призываем органы местного самоуправления провести переоценку плана управления пастбищами города Аксу, организовать открытые общественные слушания и включить экспертов, экологов и представителей сельских сообществ в процесс доработки документа.
План, который не помогает людям использовать пастбища, — это не управление, а имитация управления.
И если его не пересмотреть, он останется лишь очередной бумагой, не имеющей отношения к жизни реальных людей.
Эта публикация финансирована Европейским Союзом. Ее содержание является исключительной ответственностью ОЮЛ "Ассоциация "Гражданский альянс Павлодарской области" и не обязательно отражает точку зрения Европейского Союза