Павлодарской области
Гражданский Альянс
gao.pavlodar@gmail.com
Участие общественности в формировании бюджетов

Анализ влияния представителей гражданского общества на формирование бюджетов государственного социального заказа и удовлетворенности общественности результатами реализации государственного социального заказа в Павлодарской области

Исследование осуществлено в рамках проекта «Гражданское участие в формировании бюджетов государственного социального заказа» реализованного при поддержке «Фонда Евразия» в рамках программы
Гипотеза, положенная в основу исследования
  • НПО Павлодарской области и их бенефициары считают, что тематика и суммы государственного социального заказа формируются без их участия.
  • Суммы, выделяемые на лоты, формируются без должного обоснования, не учитывают существующий «Стандарт государственного социального заказа».
    Задачи, поставленные перед исследованием
    • Аргументация
      Получить аргументацию о том, что выделение бюджетных средств для реализации государственного социального заказа не соответствует потребностям НПО и их бенефициаров для обоснования необходимости изменений для улучшения ситуации
    • Барьеры
      Выявить барьеры, препятствующие улучшению ситуации
    • Рекомендации
      Выработать рекомендации по улучшению ситуации
    Методы исследования
    • Кабинетное исследование
      контент анализ сайта государственных закупок для определения тематик и сумм для лотов ГСЗ (за 2019-2021 гг по Павлодарской области).
    • Опросы
      -индивидуальные анкеты для представителей НПО;
      -массовый опрос бенефициаров НПО по их вовлеченности в определение тематик ГСЗ и удовлетворённости результатами ГСЗ;
    • Фокус группы и индивидуальные интервью
      для представителей государственных органов на предмет их взаимодействия с представителями ГО по формированию бюджетов ГСЗ
    • 150 респондентов
      Опрос 100 бенефициаров НПО, которые получали услуги в рамках государственного социального заказа;
      Опрос 50 лидеров НПО Павлодарской области
    • 6 фокус групп
      Представители районных, городских и областных государственных органов
    • 3 консультанта
      Консультант в области гендерной политики и адвокации;
      Консультант в области социально-экономических и общественно-политических проблем;
      Консультант по юридическим вопросам
    • 4 эксперта
      Data аналитик;
      Социолог;
      Методолог;
      Аналитик

    Результаты контент-анализа
      • МИОР
      • ГУ "Управление информации и общественного развития Павлодарской области
      • ГУ "Управление физической культуры и спорта Павлодарской области"
      • Отделы внутренней политики городов Павлодар, Экибастуз и Аксу
      • Отделы занятости и социальных программ городов Павлодар, Экибастуз и Аксу.
      • Отделы внутренней политики районов Павлодарской области.

      ! За период с 2019 по 2021 год отсутствовали закупки в рамках оказания ССУ и реализации политик РК в Баянаульском районе

      В 2019 году наибольшее количество лотов принадлежало ГУ «Управление информации и общественного развития Павлодарской области».

      В 2020 году, количество лотов составило 75 и практически треть всех лотов принадлежало заказчику ГУ «Управление информации и общественного развития Павлодарской области».

      В 2021 году, наибольшее количество лотов ГСЗ принадлежит областному управлению ГУ «Управление информации и общественного развития Павлодарской области»- 26 лотов.


      Сумма финансирования за 2019-2021 г
      Мнение НПО Павлодарской области о процессе формирования и реализации государственного социального заказа по данным опроса представителей неправительственных организаций
      It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
      Мнение НПО Павлодарской области о процессе формирования и реализации государственного социального заказа по данным опроса представителей неправительственных организаций

      Из представленной диаграммы видно, что среди участников опроса наиболее часто встречающимися направлениями деятельности являются:
      1) Поддержка социально уязвимых слоев населения – 39,02%;
      2) Поддержка молодежной политики и детских инициатив – 31,71%;
      3) Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни – 24,39%.
      В сумме доли всех направлений составляют более 100%, по причине предоставления возможности участникам опроса выбрать до 3-х вариантов ответа.
      Стоит отметить, что в регионе наибольшие суммы ГСЗ выделяются именно управлением координации занятости и социальных программ, а также управлением информации и общественного развития (далее УИОР), которое реализует молодежную политику в регионе. Формированием ЗОЖ в регионе также занимается УИОР.
      Удовлетворённость услугами

      Итоги обсуждения участия общественности в процессе формирования и реализации государственного социального заказа в ходе фокус групп и интервью с представителями уполномоченных органов и руководителями НПО

      ВЫВОДЫ

      1.Коммерциализация госпортала госзакупок, требующая оплачивать участие в конкурсах. При этом нет разделения – выиграет НПО конкурс или нет.
      2.Непрозрачность, недоступность и невозможность повлиять на процессы формирования стоимости отдельных лотов и бюджетирования в целом.
      3.Непрозрачный процесс формирования бюджета и стоимости лотов ведет к тому, что НПО считают заниженными стоимости лотов в соответствии с Техспецификациями.

      4.Не актуальность многих лотов, которые переходят из года в года по линии ГСЗ и нет результатов.
      5.Некоторые НПО считают, что государственный социальный заказ реализуемый по линии внутренней политики в том виде, в котором существует сейчас не эффективен. Лучше было бы использовать зарубежный опыт финансирования НПО через гранты.
      6.Существующие Стандарты  специальных социальных услуг не соответствуют реалиям, их следует пересмотреть с участием НПО, экспертов в сферах оказания ССУ. (например, Европейские Стандарты).

      7.Тяжелые процедуры конкурса, которые затягиваются и НПО вынуждены в этот период сокращать услуги или прерывать их.
      8.Учитывать дополнительные потребности услугополучателей (отменили программу по предоставлению финансовой помощи разным категориям населения), а для этого госорганам нужно слышать и принимать предложения НПО.
      9.Требования по материально технической базе служат барьером, так как снижают возможности для НПО участвовать в конкурсах.
      Очень мало НПО в сельских районах, тем более способных работать качественно
      Об исследовании
      Исследование выполнено в рамках гранта Программы по поддержке гражданского общества Центральной Азии. Программа реализуется Фондом Евразия и спонсируется Агентством США по международному развитию (USAID). Social Innovation in Central Asia